Центр ранней помощи и социальной дневной занятости для детей и подростков с нарушениями ментального развития и аутизмом «Открой мне мир»
Проект реализуется с использованием средств гранта Фонда президентских грантов Российской Федерации.
Целевые группы проекты — семьи, воспитывающие детей раннего возраста до 3-х лет из группы риска по развитию ментальной инвалидности и нарушения развития, а также подростки и молодые люди с нарушениями развития и аутизмом.
Цели проекта:
- Повышение шансов на максимальную реабилитацию детей раннего возраста до 3-х лет из группы риска через реализацию их реабилитационного потенциала при участии этих детей и их семей в программе ранней помощи, основанной на методиках с доказанной эффективностью.
- Повышение качества жизни семей, воспитывающих детей с ТМНР и РАС при помощи формирования у подростков категории навыков самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности через создание центра социальной дневной занятости и коммуникативного клуба «Тема».
Задачи проекта:
- Обучение 25 специалистов города Тюмени и Тобольска по организации и реализации ранней помощи с использованием методик с доказанной эффективностью.
- Реализация двух групп детско-родительской поддержки по разработанному стандарту для 25 семей с детьми с нарушениями развития раннего возраста до 4 лет.
- Консультирование и обучение 80 семей в городах Тюмени и Тобольске основным методикам ранней помощи и реализаций коррекционно-развивающих занятий в формате трехмесячных курсов для детей целевой группы.
- Реализация трех трехмесячных циклов по формированию жизненной компетенции для 18 подростков и молодых людей с ТМНР и РАС с передачей всех материалов в семьи для закрепления формирования навыков.
- Организация занятий в течение 32 недель, направленных на улучшение навыков коммуникации и социализации у 25 подростков и молодых людей с ТМНР и РАС через проведение структурированных занятий с поддержкой психологов и индивидуальных тьюторов.
- Повышение профессиональных компетенций специалистов, работающих с детьми и подростками с ТМНР и РАС через тиражирование наработанной методической базы в процессе стажировок для других организаций, работающих с указанной целевой группой.
В рамках проекта хотим развить направление ранней помощи для детей в возрасте до 3-х лет из группы риска (сиблинги детей с аутизмом; дети с неврологической патологией; недоношенные дети, угрожаемые по развитию нарушений развития), обучить 6 специалистов по организации программ ранней помощи и 20 специалистов (специальных педагогов) из Тюмени (в том числе специалистов муниципального детского сада) и Тобольска непосредственно по работе в программе ранней помощи (по программам института раннего вмешательства, Санкт-Петербург). Три специалиста нашего центра уже имеют дополнительную квалификацию по методикам ранней помощи (Институт раннего вмешательства, Санкт-Петербург).</p>
За период реализации проекта в программе получат раннюю помощь в формате детско-родительских групп не менее 25 семей с детьми целевой группы. Индивидуальные занятия, направленные на коррекцию поведения у детей раннего возраста и преодоление задержки психического и речевого развития, смогут системно посещать в течение полугодовых программ не менее 90 детей целевой группы в возрасте до 3-х лет. В течение участия в программе не менее 90 семей, воспитывающих детей с нарушениями развития в возрасте до 3-х лет смогут получать индивидуальные консультации психолога и специального педагога. Для родителей будут организованы 6 семинаров и 4 вебинара по формированию управляющего контроля и системы мотивации.
Курсы по формированию жизненной компетенции «Учебно-тренировочная квартира» предполагают обучение максимальной самостоятельности в быту путем тренировки в реальных условиях с помощью тьюторов-помощников,. В понятие «жизненная компетенция» в нашем проекте включается приобретение навыков передвижения на общественном транспорте, привитие социально приемлемых правил поведения при посещении общественных мест, в том числе культурно-развлекательного характера, планирование и совершение покупок с посещением магазина в режиме «полного цикла» — то есть от поиска рецепта до формирования списка продуктов с опорой на рецепт и поход в магазин, а также функционирования в быту — приготовление пищи, уборка помещения, планирование дня и самоорганизация досуга. Помимо обучения навыкам жизненной компетенции включаются ежедневные занятия физкультурой и занятия по формированию и улучшению коммуникации.
Социальный коммуникативный клуб «Тема» — это еженедельные двухчасовые структурированные занятия, направленные на развитие навыков коммуникации и социализации у подростков и молодых людей с нарушениями развития и аутизмом. У каждого цикла занятий есть своя «тема» — навыки общения по телефону, полоролевое поведение, помощи по дому родителям, чувства и эмоции и приемлемое их проявление и т.п. Участники клуба — подопечные, ранее участвовавшие в программах центра, уже знакомы с правилами поведения, специалисты уже знают мотивационные подкрепления для каждого и стратегии, наиболее эффективные в работе с каждым.