Навык имитации и как его развивать.

Навык имитации и как его развивать.

  • Post author:
  • Post category:Новости

Чтобы ребёнок мог успешно обучаться тому или иному навыку у него должен быть в полной мере развит навык имитации.

Под имитацией мы понимаем повторение за взрослым. Имитировать можно мимику взрослого, действия с предметами, двигательная имитация (повторение движений под детские песни, например, Е. Железновой), вокзальная имитация (повторение звуков или слов).

Как же можно научить ребёнка имитировать?

Самая доступная для ребёнка имитация – это имитация действий с предметами. В отличие от вербальной или двигательной, ребёнок сразу может увидеть результат и с тем же получить удольствие от игры с игрушкой или другим предметом.

Как же выглядит общая схема навыка имитации действий с предметами? Рассмотрим общую стратегию:

1. Продолжение действий после того, как взрослый его повторит.
Ребёнок начинает выполнять любое действие с предметом; взрослый как бы «встраивается» в действия малыша, повторяет за ребёнком действие и отдаёт предмет ребёнку обратно; ребёнок повторяет то же действие. На этом этапе важно добиться имитации разных 8-10 действий .

2. Имитация знакомых действий по модели взрослого.
Взрослый показывает действия с игрушкой из репертуара ребёнка (не то, которое ребёнок сейчас делал сам) и передаёт игрушку ребёнку в руку, чтобы он его повторил. Важно чтобы на этом этапе ребёнок повторял 8-10 разных знакомых действий за взрослым.

3. Имитация простых новых действий.
Взрослый показывает ребёнку простое действие, которое ребёнок может сделать, но ещё не делал с этим предметом (например постучать палочкой не по барабану, а по полу) и передаёт предмет ребёнку, чтобы тот повторил. На этом этапе ребёнок овладевает 8-10 новыми (незнакомыми) действиями с предметами.

4. Имитировать серию новых, но связанных между собой действий.
Взрослый демонстрирует серию из 3-4 одношаговых действий (например: взять палочку от барабана – постучать по барабану – потом постучать по столу), делая после каждого действия небольшую паузу (5-10 сек.), чтобы ребёнок мог повторить за ним.
В конце данного этапа ребёнок научается быстро повторять каждое действие по очереди и может делать это с разным набором игрушек.

5. Имитировать серию движений, противоречащих традиционному использованию предметов.
В этот этап входят имитация действий, противоречащая функциональному или национальному использованию предметов (например: надеть на голову ведро и считать его «шляпой»). Этот этап является самым сложным для усвоения и прежде чем к нему перейти взрослому необходимо убедиться в том, что ребёнок в полной мере владеет репертуаром имитации предыдущих уровней .

Также хочется отметить, что при работе над навыком имитации, взрослый может использовать озвучивание своих действий (кати, тяни, дави, гладь и т.д.). При озвучивании взрослому лишь необходимо придерживаться правила: на одно слово больше, чем ребёнок, т.е. для комментирования действия безречевого ребёнка может использовать только 1 слово или звук (кати или би-би).

_________________________________________________
Проект реализуется при поддержке фонда Президентских грантов.