«Школа социального предпринимательства»: как соединить пользу и прибыль?

Представитель ТРАНБО «Открой мне мир» стала тренером проекта «Школа социального предпринимательства.

Представитель третьего сектора экономики, заместитель директора ТРАНБО «Открой мне мир» Валерия Матвиенко стала тренером проекта «Школа социального предпринимательства», стартовавшего 6 октября в Тобольске. Обучение организовано Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области» при поддержке правительства Тюменской области и по программе Фонда «Наше будущее».

Участниками проекта стали потенциальные предприниматели, действующие предприниматели и социально ориентированные организации, желающие развиваться в направлении социального предпринимательства. В рамках «Школы социального предпринимательства» рассмотрены такие аспекты как: технология запуска, продвижения и развития бизнес –проекта в социальной сфере, правовые и финансовые основы бизнеса, государственная поддержка социального предпринимательства. Участники знакомятся с успешными с успешной социально –предпринимательской практикой как российской, так и зарубежной.

Сотренером Валерии Матвиенко в Тобольске стала Лилия Загваздина, директор представительства Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» в Тобольске, бизнес –тренер программ «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства» Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Оба тренера прошли подготовку тренеров в Фонде «Наше будущее».

«Образовательный процесс выстроен в формате тренингов, то есть предполагает использование интерактивной методики, — рассказала Лилия Загваздина. — Данный формат позволяет максимально вовлечь участников в процесс обучения, наладить коммуникации внутри группы, рассмотреть на примере реальных кейсов ситуации, с которыми социальный предприниматель может столкнуться в процессе создания или развития своей деятельности и сформировать возможные варианты действий в этих ситуациях. Методика программы предусматривает получение не только теоретических знаний в области социального предпринимательства, но и получение конкретных навыков, необходимых для формирования идеи и последующей ее реализации. Участники проработают по своим проектам бизнес модель; маркетинговый, производственный и финансовый план, просчитают финансовую модель своего проекта, т.е. какие финансовые показатели и как отражаются на итоговом результате при определенных обстоятельствах и какие действия нужно предпринимать для коррекции этого результата. Участникам предоставляется возможность научиться пользоваться инструментом, используя который возможна реализации и других проектов и идей».

По словам Валерии Матвиенко, в процессе ведения каждой сессии (а всего их 5) ее задача — помочь участникам сформировать идеи социального предпринимательства, донести до них наиболее важные аспекты того, чем именно социальное предпринимательство отличается от просто бизнеса. «Помощь моя как тренера заключается в формировании у участников конкретных практикоориентированных инструментов маркетинга их продукта (услуги), в умении грамотно выбрать и скомпоновать источники капитала социального предприятия таким образом, чтобы впоследствии вывести его на рельсы самоокупаемости без зависимости от государственного финансирования, также помощь в умении анализировать риски социального проекта. Как человек, занимающийся проектной деятельностью достаточно долго — более пяти лет, очень рассчитываю, что мой опыт будет максимально полезным участникам школы социального предпринимательства с прикладной точки зрения в том числе», — отметила Валерия Матвиенко.

«На мой взгляд, развитие социального предпринимательства уже началось и будет продолжаться. В нашей стране есть много небезучастных к проблемам общества людей, которые готовы работать, ориентируясь, в первую очередь, не на максимизацию прибыли, а на максимум пользы от своей деятельности, что и является основополагающим отличием социального предпринимателя от человека чисто бизнеса. Проблем в этом новом направлении еще много. Не избежать и потока исключительно «бизнесовых» проектов, которые в расчете на государственные «бонусы» хотят вписаться в требования, предъявляемые к социальным предпринимателям. С другой стороны – у нас много людей, отлично представляющих свою деятельность и социальный эффект, но совершенно не знающие, как эти проекты сделать финансово устойчивыми без постоянной государственной «подкормки» в виде субсидий и грантов. В этом случае при работе с участниками нужно расставлять акценты таким образом, чтобы люди бизнеса «прогружались» идеями «социалки» — из этого на самом деле выходят очень классные проекты, меняющие часто в процессе своей реализации и самих предпринимателей и мир вокруг. Но при этом необходимо снимать «розовые очки» с тех, кто не всегда понимает, как можно реализовывать «добрые дела за деньги». И пока о результативности говорить рано (цыплят как говорится, по осени считают, а социальные проекты — по факту их создания и внедрения) но все же, как мне показалось в ходе ведения первой школы в городе Тобольске, мы с Лилией Загваздиной отлично дополняем друг друга в подаче вопроса с этих двух позиций при ведении тренинга», — объяснила Валерия Матвиенко.