Обучение педагогов

Обучение педагогов, выполняющих роль индивидуальных тьюторов, сопровождающих процесс обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра «Шаг навстречу».

В Тюменской области ТРАНБО «Открой  мне мир» совместно с региональным департаментом образования приступили к реализации проекта «Шаг навстречу» — это комплексная практико-ориентированная программа обучения педагогов, выполняющих роль индивидуальных  тьюторов, сопровождающих  процесс обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Цель проекта «Шаг навстречу» — повышение качества инклюзивного образовательного процесса в школах города Тюмени и Тюменской области.

Дело в том, что для детей с ментальными нарушениями развития необходимым условием инклюзии являются не пандусы и другие средства физической доступности, а наличие специально обученных специалистов и тьюторов – сопровождающих. Они обучат детей навыкам безболезненного включения в нейротипичный детский коллектив, а также подготовят этот коллектива с помощью «уроков доброты» и других мероприятий разного формата.

Проект «Шаг навстречу» предусматривает: деятельность ресурсного класса, как площадки для отработки и внедрения инновационных технологий инклюзии и коррекции, закупку необходимого оборудования и дидактических материалов; точечно направленное практико-ориентированное и теоретическое обучение 50 специалистов, которые затем смогут работать ассистентами и тьюторами для детей с РАС в коррекционных и общеобразовательных учреждениях города и области.

В общеобразовательных школах проект «Шаг навстречу» призван наработать инклюзивный потенциал системы образования школьного возраста путем инклюзии детей с аутизмом в нейротипичную детскую группу под руководством и при непосредственном участии опытного специалиста, владеющего технологией АВА (прикладного поведенческого анализа). Сертифицированный поведенческий аналитик непосредственно в учебном процессе разберет и поможет отработать проблемные ситуации, возникающие в общеобразовательных и коррекционной школах, где обучаются дети с РАС. Также в начале учебного года предусмотрена индивидуальная работа, направленная на адаптацию к школе первоклассников с РАС и работа под руководством клинического психолога в тройках педагог – тьютор – родитель. В свою очередь обучающиеся по проекту специалисты смогут на практике увидеть суть работы с поведенческим анализом. Дети — участники проекта более непосредственно вольются в процесс инклюзии в школьное образовательное учреждение.

Задачи проекта «Шаг навстречу»:

— Разработка образовательного курса для ассистентов и тьюторов детей с РАС совместно со специалистами тюменских педагогических образовательных учреждений при участии магистра ВСВА, руководителя и преподавателя сертификационных программ обучения поведенческих аналитиков Юлии Эрц (центр «Наш солнечный мир», Москва).

— Формирование реестра тьюторов и ассистентов в Тюмени и муниципальных образованиях юга Тюменской области, выразивших желание пройти обучение, обладающих необходимым базовым уровнем образования и навыками работы с детьми с РАС.

— Обучение 50 специалистов по инновационным образовательным методикам с применением нестандартных педагогических технологий и упором на практическую сторону взаимодействия с детьми с РАС в образовательном процессе.

— Улучшение процесса социализации и интенсивного включения в образовательный процесс не менее 30 детей с РАС путем внедрения ассистентами и тьюторами приобретенных в процессе обучения знаний и навыков под руководством специалиста по поведенческому анализу, сертифицированному АВА-тераписту Лебедевой Е.Г и под супервизией магистра ВСВА Юлии Эрц.

— Проработка нестандартных ситуаций в тройках родитель – педагог — поведенческий аналитик в четырех школах города, выдача рекомендаций по дальнейшему включению в образовательный процесс и обмен опытом и знаниями обученных специалистов в формате интерактивного форума тьюторов и подиумной дискуссии.

Справка:

Куратор практической части образовательного курса, специалист по прикладному поведенческому анализу, образование высшее по специальности «Психология», преподаватель психологии с 2010 года. Он окончил полный очный сертифицированный курс подготовки ВСВА специалистов (Москва), имеет около тысячи часов супервизионной практики, проходила очную практику в социальном проекте «Деревня» (организация под руководством Шпицберга И.Л., «Наш солнечный мир», Москва).  В проекте «Деревня» отвечает за помощь в разработке теоретического курса, начитывает часть самого курса, а также полностью ведет и курирует практическую часть – работу непосредственно на включение детей с РАС в школьную среду и решение проблемных и сложных ситуаций в сфере взаимодействия педагог-ребенок-родитель методом прикладного поведенческого анализа.

Обучение педагогов, выполняющих роль индивидуальных тьюторов