*Реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов

Проект «Рабочая модель учебно-тренировочной квартиры – центра по
формированию жизненной компетенции подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами
аутистического спектра «Открой мне мир» призван научить и адаптировать
подростков с нарушениями в развитии к жизни в социуме, максимальной
самостоятельности в быту путем тренировки в реальных условиях с
помощью тьюторов – помощников.
Сами родители, занимаясь интенсивной реабилитацией и обучением
академическим навыкам своих детей, при этом имея основную
специальность, часто с педагогикой совершенно не пересекающуюся, не
способны самостоятельно дать детям навыки жизненной компетенции, в силу
различных причин – как недостатка знаний и умений (а обучение новым
навыкам ребенка с РАС или ТМНР требует не только специального
образования специалиста, но и дополнительного повышения квалификации в
области современных инновационных педагогических приемов и методов)
так и в силу причин психологических, определяющих жизнь ребенка с
инвалидностью и его семьи в форме гиперопеки родителей. Родители долгое
время помогая своему ребенку во всех сферах жизни, начинают многое
делать за него, считая своего ребенка неспособным освоить какие-то навыки,
потому что у них не получилось научить ребенка освоить их, и постепенно
родители начинают все сильнее отказывать ребенку в самостоятельности в
представлении о его будущем.

В понятие «жизненная компетенция» в нашем проекте включается
приобретение навыков передвижения на общественном транспорте,
социально приемлемых правил поведения при посещении общественных
мест, в том числе культурно-развлекательного характера, планирование и
совершение покупок с посещением магазина, а также функционирования в
быту – приготовление пищи, уборка квартиры, планирование распорядка дня
и досуга. Обучение жизненной компетенции не может иметь должного
эффекта в условиях реабилитационного центра или школы, оно возможно
только в условиях реального жизненного пространства городского человека –
квартиры, при этом еще и специально оборудованной средствами визуальной
поддержки в каждой зоне, аренда квартиры на девять месяцев предусмотрена
за счет средств гранта. В квартире в наличии вся необходимая бытовая
техника и кухонная утварь, при помощи которой подростки – участники
проекта учатся убирать квартиру по утвержденному расписанию, готовить
еду по своему выбору, предварительно приобретя необходимые продукты в
магазине, устраивают совместные чаепития – все то, что составляет
обыденную бытовую жизнь каждого человека.

Каждый из студентов с РАС и ТМНР осваивает собственный учебный
план, в котором индивидуальные цели на обучающий курс определены после
первоначального тестирования и собеседования с родителями. По окончании
курса проводится итоговое тестирование, благодаря сравнению результатов
на входе и на выходе возможно оценить динамику развития бытовых
навыков каждого подростка с РАС и ТМНР за период прохождения
обучающего курса .
Учебные выходы запланированы в проекте еженедельно, все время
реализации проекта. Это и как так называемые «бытовые» выходы –
знакомство с культурой покупок, с местонахождением и функциями
коммунальных служб, с поездками на общественном транспорте и правилами
поведения в нем; так и выходы на мероприятия – в общественные места –
театры, выставки, музеи, посещение спортивных и досуговых учреждений
Департамента по спорту и молодежной политике города Тюмени, с которым
у нашей организации давнее сотрудничество, а также в частные
общественные места – детскую железную дорогу (отработка навыков
передвижения и поведения на железнодорожном транспорте), зоопарк, парк
аттракционов, батутный парк и тп. Расходы на учебные выходы в проекте
предусмотрены частично за счет собственных средств, а частично – за счет
средств гранта. Траспортные расходы на учебные выходы также
предусмотрены за счет собственных средств.

В 2017 году ТРАНБО Открой мне мир была выбрана в качестве
участника – стажировочной площадкой для тиражирования технологии
летних лагерей для детей с РАС, которую реализовывала АНО помощи детям
«Звездный дождь» при поддержке Фонда президентских грантов.
Специалисты нашей организации прошли обучение по программам летних
лагерей на базе АНО помощи детям «Звездный дождь», очную стажировку в
летнем загородном лагере «Золотая долина» в г. Миасс, а затем был
интенсивный обучающий и командообразующий семинар для тюменской,
нашей команды лагеря. Мы организовали собственный летний лагерь по
тиражируемой технологии и впервые, некоторые с момента появления
«особых» детей, родители детей с РАС и ТМНР узнали, что их дети, с
тяжелыми нарушениями развития, способны без поддержки родителей
находиться самостоятельно в другой, не домашней среде. Это понимание
изменило многое в жизни этих семей, в первую очередь в принятии
собственных детей, в принятии их как самостоятельных личностей, несмотря
на структуру дефекта, и вопрос о проекте, в котором навыки
самостоятельности бы максимизировались, встал еще более остро.
Все специалисты из команды проекта прошли очное обучение на
территории центра «Семья», которое провели специалисты АНО помощи
детям «Звездный дождь». Эта организация из города Челябинск успешно
реализует проект по формированию жизненных компетенций –
«Общественная школа» не первый год, используя все современные
технологии с доказанной эффективностью, попасть в эту программу хотят
очень многие семьи, существует очередь на участие, что говорит о высоком
качестве оказания услуг. После начала реализации проекта состоялась и
стажировка команды проекта в АНО «Звездный дождь» г. Челябинск. Также
три специалиста АНО помощи детям «Звездный дождь» осуществляют
супервизию реализации становления рабочей модели учебно-тренировочной
квартиры, в формате очном и онлайн, один раз в цикл – очно, всего трижды,
и онлайн в течение шести часов каждая. Комплекс из очных и заочных
супервизий, в ходе которых будет корректироваться работа команды на месте
и формироваться стратегия дальнейшего развития, позволит минимизировать
количество ошибок в работе и выведет работу на качественно новый уровень.
Руководитель и заместитель руководителя ТРАНБО «Открой мне
мир» ранее проходили стажировку и обучение в г. Псков на базе центра
лечебной педагогики и г. Санкт-Петербург на базе учебно-тренировочных
квартир центра «Антон тут рядом». Кроме того, в декабре 2017 г. ТРАНБО
«Открой мне мир» и Коалиция помощи детям и взрослым с РАС России
проводили на Тюменской земле Международную Конференцию по

комплексной помощи людям с ТМНР и РАС, где был рассмотрен и
суммирован Российский и международный опыт помощи лицам с ТМНР и
РАС. При разработке нашего проекта мы активно использовали
рекомендации учебно-методического сборника «Помощь людям с
инвалидностью в организации самостоятельной жизни. Сопровождаемое
проживание» в части построения моделей учебно-тренировочных квартир.
Для семей-участников проекта на входе в проект предполагается
анкетирование родителей, тестирование уровня первоначальных навыков и
постановка индивидуальных целей обучения за период трехмесячного цикла.
В каждом цикле будут участвовать по  шесть подростков с нарушениями
развития и аутизмом, без участия родителей,  при постоянной помощи трех
тьюторов-помощников. При помощи технологий с доказанной
эффективностью – визуальных расписаний, методики «8 стратегий»,
элементов прикладного поведенческого анализа, студенты курсов будут
осваивать жизненные компетенции в доступном каждому индивидуальном
объеме.
В результате реализации проекта появится инновационная для нашего
региона рабочая модель — технология обучения подростков жизненной
компетенции в практических условиях учебно-тренировочной
квартиры.Впоследствии данная рабочая модель при последующем развитии
может стать стартом для реализации следующей ступени комплексной
помощи людям с РАС и ТМНР — сопровождаемого проживания ребят – как
участников данного проекта, так и других подростков и молодых людей с
нарушениями развития, а также эта модель может тиражироваться в другие
населенные пункты Тюменской области.