Опубликованы конспекты занятий Родительской школы.

Тема семинара «Самосознание. Как помочь ребенку с аутистическими чертами осознавать себя?»

План.
1. Самосознание – что это за образование, из чего складывается, какие задачи выполняет?
2. Что показывают исследования самосознания у детей с РАС?
3. Что поможет вашему ребенку развить представление о себе?

1
Самосознание — «Я есть»!- свойственно только человеку и начинает развиваться с детства. Хотя его становление происходит на протяжении всей жизни человека. Чем эффективнее формирование самосознания идет в детстве, тем более зрелой личностью человек становится. В случаях нарушения развития ребенка процесс становления самосознания задерживается, искажается. В этих случаях нужна помощь со стороны специалистов.

Шаги:
1) Схема тела. Самосознание ребенка начинает развиваться с отдельных ощущений в теле, которые складываются в «схему тела»
2) Отдельность. Выделение себя из окружающего мира. Первоначальное переживается отсоединение от маминого тела, затем – ощущение своих границ в пространстве.
3) Местоимение «Я». Переживание «моё» и «мне принадлежит» и зарождающаяся самостоятельность.
4) Дельнейшие шаги связывают с:
a. с возможностью выразить свое эмоциональное отношение к окружающему,
b. с переносом знаний, сформированных относительно другого человека, на себя самого,
c. с оцениваем себя сначала мамиными «глазами и словами», позже – собственным взглядом на свои качества и способности.
d. с возникающей рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей в подростковом возрасте.

Самосознание выполняет функции самоконтроля и оценивания (окружающих и себя самого).
Что и как конструирует самосознание в детском возрасте.
1) Присутствие другого человека. Самосознание у ребенка может развиться только в отношениях с близкими людьми.
2) Параметры оценок, нормы, по которым ребенок начинает оценивать сам себя, в том числе стандарты выполнения тех или иных действий, и моральные нормы.
3) Образ самого себя, как обладающего теми или иными способностями и качествами, чертами.
4) Отношение к ребенку и конкретную оценку ребенка родителями, как эмоциональную, так и интеллектуальную, которая затем определяет самооценку ребенка.
5) Способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.
6) Идентификация (принадлежность) ребенка со значимыми для него другими.

Я – образ включает в себя представления о своих качествах, способностях, возможностях, правах и обязанностях. А также переживание непрерывности «я-есть» и стабильности себя (вчера, сегодня и завтра).

2

Проблема становления самосознания аутичных детей изучена мало. Исследования касаются лишь отдельных сторон самосознания: использования местоимений, частично временной и пространственной ориентировки, включающей в себя схему тела, ролевой идентификации в игре (Van Krevelen, С.С.Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, А.С. Спиваковская, В.Е.Каган, К.С. Лебединская, В.В.Лебединский, О.С. Никольская и другие); больше исследований направлено на изучение умения выделить себя из окружающего социального и физического мира.

Из диссертационного исследования В.С. Пробыловой:
Многие исследованные характеристики самосознания не соответствуют возрастным нормам, при аутизме их формирование задерживается.
Особенности когнитивного (интеллектуального) компонента самосознания пятилетнего ребенка с детским аутизмом заключаются в следующем:
• в соответствии с возрастом не сформирован зрительный образ «Я»,
• недостаточное представление о собственном теле;
• имеет место задержка в употреблении в речи личных местоимений;
• недостаточно сформирована половая самоидентификация;
• затруднено представление себя в аспекте психологического времени.
К особенностям аффективного (эмоционального) компонента самосознания пятилетнего аутичного ребенка относятся:
• затруднение ориентации в эмоциональных состояниях себя и других людей;
• несформированность самооценки у большинства детей: дети не могут оценивать или оценивают неадекватно свои достижения и неудачи, свои личностные качества и возможности.
3

Можно помогать аутичному ребенку пережить опыт «я-есть»:
1) сначала на телесном уровне,
2) потом — в игре или в творческом самовыражении,
3) а затем и в отношениях с другими людьми в разных ситуациях (от простых к сложным).
4) Важно помогать ребенку сохранять в памяти ситуации, в которых он участвовал, сохранять эмоционально, сенсорно, в «картинках» и в виде воспоминаний атмосферы. Ребенок начнет также понимать свою жизнь и ее комментировать, систематизировать и сохранять в памяти; образуется ощущение себя в качестве рассказывающего о себе.
5) Помогать ребенку свои потребности и чувства оформлять словами (вербально или символически). Близким ребенка необходимо открыто, просто и ясно выражать свои намерения и то, что они воспринимают.
6) Пережитые ситуации помогать ребенку реконструировать в игре. Это ведет к установлению отношений с самим собой, восприятию желаний, идей, потребностей своих собственных и другого.
7) Работать над способностью встать на место другого, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств. Работать над переносом знания, полученного относительно других, на самого себя.

Начало самосознания ребенка – чувство телесной самости. Возникает благодаря телесной близости через прикосновения, контакт глазами, мимику, жесты и нежность, за которыми следует интеграция связей тела. Способность осознанно совершать собственные движения делают возможным непрерывное переживание «Я есть!» во времени. Полезно ознакомиться со статьями Е.В. Макаровой и ее методиками — http://maximova.org/main/ . Начать лучше со статьи «Архипов Б.А., Максимова Е.В. Глубокая чувствительность и тоническая регуляция. Журнал «Массаж. Эстетика тела» No 3/2011. Часть 1 — Теория, часть 2 — Практика».

Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, у обычно развивающихся детей — к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена.

Будем стремиться к тому, чтобы дети с РАС были увидены, услышаны, поняты, получили ответ, нашли поддержку, помощь и ободрение, и поэтому располагали достаточно развитыми возможностями для формирования ощущения «Я есть!», чтобы адаптироваться к миру.

Клинический психолог О.А. Калиниченко.

* РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)