Тема семинара:Прохождение аутичным ребенком
базовых стадий развития в отношениях с окружающими

Наша цель — помочь ребенку с аутистическими чертами учиться посредством взаимодействия с членами семьи, и освоить таким образом базовые способности:
– умение общаться,
— умение взаимодействовать,
— умение мыслить.
Развитие человеческих качеств и способностей происходит в отношениях с другими людьми. Задача родителей – вовлечь ребенка в обучающее взаимодействие. «Эмоции имеют решающее значение для развития мозга» (Гринспен). «Мы состоит из ты и я. Это постоянно изменяющаяся граница, на которой встречаются два человека, и если мы там встречаемся, то я изменяюсь и ты изменяешься». (Мартин Бубер,1983).
В качестве обучающей стратегии и инструмента можно использовать принципы программы Floortime («игровое время» — составная часть модель DIR, разработанная С. Гринспеном и С. Уидер). Выделяется шесть основных и три дополнительных функциональных способности, которые необходимо развивать и совершенствовать. Это:
• способность обращать внимание,
• строить взаимоотношения,
• строить целенаправленную коммуникацию,
• взаимодействовать для решения жизненных ситуаций,
• использовать идеи логически
• и использовать идеи творчески.
Для этих шести основных и трех дополнительных способностей, относящихся к критическому мышлению, разработан набор стратегий, исходным этапом которых является следование за ребенком, переходящее в построение совместного пространства с целью обучения.
Чтобы ребенок пользовался понятиями осознанно, любой образ (стул, мама, папа, яблоко) должен стать наполненным эмоциональным содержанием. Это становится возможным, если обучающие для ребенка ситуации вызывают эмоциональный интерес. Далее – соединение любой задачи с эмоциями, доставляющими ребенку удовольствие, чтобы у него возникло желание учиться.
Эмоции всегда предшествуют поведению. Чтобы учиться ребенок должен получать удовольствие от отношений с родителями, сверстниками и учителями. Поэтому следует сосредотачиваться не столько на поведении, сколько на эмоциональном состоянии, лежащим в его основе.
Интересы ребенка имеют первостепенное значение, поскольку дети учатся в процессе двустороннего взаимодействия. Детям необходимо играть, чтобы овладеть такими навыками, как обмен ролями, совместное использование предметов и эмпатия. Игра для ребенка является основой познания.
1. Пробуждение внимания и налаживание контакта.
Появление контакта создает у ребенка теплое и доверительное ощущение близости, с которого начинается все социальное и эмоциональное развитие. Необходимо помочь научиться фокусировать внимание на близких. Первоначально отвод глаз может означать уход от эмоциональной перегрузки.
Налаживание контакта помогает ребенку ощутить цель или направление своих действий.
Способы налаживания контакта: привлечение внимания, сенсорная поддержка (ласковое похлопывание по спине), следование за ребенком, игровое препятствие.
Пример пробуждение внимания и налаживание контакта.
— Вовлеченный в отношения ребенок захочет потянуться к вам, чтобы вы его обняли. Если в этот момент вы наденете на голову смешную шляпу, он может к ней потянуться, чтобы взять ее. Когда вы делаете что-то интересное, доставляющее ребенку удовольствие, он захочет принять в этом участие.
2. Поощрение двустороннего общения и решение социальных задач.
Общение – центральный стержень. Когда ребенок научится обращать внимание на взрослого, ему необходимо освоить осмысленное общение («Дай мне игрушку», «уходи», «Я хочу есть» — словами или на начальном этапе жестами). Это базис социальных способностей. Детей следует учить воспринимать социальные сигналы – выражение лица, жесты, позы. Еще до освоения речи родители учат детей отличать опасное и безопасное с помощью взглядов, звуков, интонаций и жестов. Аналогичным образом через выражение лица и интонации передаются тепло, одобрение, любовь.

Умственные способности и интеллект тоже развиваются благодаря навыкам жестикуляционного общения. Когнитивные навыки, необходимые для освоения математики (например, ощущение количества), также берут свое начало в доречевом общении. Например, когда родители договариваются с ребенком о количестве конфет.

Следует добиваться непрерывного потока жестов, взглядов, действий и слов (если они появились).
Чтобы наладить взаимное общение с ребенком, а не отрывать его от любимой вещи или занятия, родители выстраивают взаимодействие вокруг этой вещи или занятия (пример – дверь и колышек). Способы – «ку-ку», «прятки», «ритмичные согласованные действия». Сначала вы прячете в руке конфету или любимую игрушку. Ребенок разжимает вашу ладонь и находит ее. Второй раунд – прячете в одной руке, но показываете два сжатых кулака. Ребенку надо поискать, где конфета. Третий раунд – проделываете все то же самое, но убираете руки себе за спину, и ребенку приходится обходить вас. Теперь у вас несколько коммуникативных циклов.

Пример «против» эхолалии – «пряник или сок».
Главная задача – помочь обрести ребенку сильную мотивацию. Для этого необходимо следовать за естественными интересами ребенка.
Помогает ребенку проявлять инициативу. Спрашивайте себя: «Что я должен сделать, чтобы он захотел сделать что-то для меня или вместе со мной?».

3. Символы, понятия и слова.
Уровень, на котором ребенок учится выражению мыслей и чувств при помощи слов.

Помогая детям с РАС развивать мышление и речь, вы работаете одновременно в трех направлениях:
1) Обмениваетесь жестикуляционными сигналами, чтобы увеличить число последовательных коммуникативных циклов и научить ребенка ценить общение само по себе.
2) Создаете эмоционально значимые ситуации с использованием слов и участием тех людей, вещей или явлений, названиям которых вы хотите научить ребенка, например, «папа», «сок» или «открой». Создавайте связи между словами и эмоционально окрашенными целями. Если ребенку нравятся машинки, солдатики или куклы, играйте с ними в ролевые игры. Когда вы входите в мир ребенка, играйте роль куклы, машинки или солдатика.
3) Укрепляйте логические связи между идеями как в ролевых играх, так и в обычных разговорах. Задавайте вопросы, делайте паузы и способствуйте тому, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы.

Каким образом дети начинают порождать понятия и символы, овладевают речью и используют ее для общения с другими людьми?

Одной из фундаментальных предпосылок для овладения языком и речью является наличие в сознании представлений, потому что именно они становятся почвой для разговоров.
Для того чтобы мыслить ребенок должен разделять действие и восприятие. У многих детей с РАС, как и у младенцев, они слитны. Сенсорное и эмоциональное восприятие автоматически связывается с каким либо действием. Это – самоизоляция, например, они слышат звук, он им не приятен из-за обостренной реакции на раздражители, и они закрывают уши. Между восприятием и реакцией обычно вклинивается какая-то реакция – страх, беспокойство или удовольствие от самостимуляции, но вся эта последовательность прочно закреплена. Это стереотипное (не осмысленное действие). Отделено восприятие от действия может быть только в контакте. Например, малыш тянется к маме, чтобы она взяла его на ручки, мама жестом показывает «подожди минутку», малыш кивает. Такое взаимодействие разделяет то, что ребенок видит от действия, между ними вклинивается образ мамы. Как правило, действия вне контакта являются автоматическими, к ним относятся – ударить, укусить, схватить, бросить.
Когда восприятие ребенка освобождается от автоматических действий, все что он видит и слышит, превращается в самостоятельные образы.

Если ребенок стал способен к контакту, у него появляется образ матери, не связанные ни с каким стереотипным действием. Ассоциируя с матерью разные проявления (мама может доставлять удовольствие, расстраивать, заинтересовывать и т.д.) ребенок формирует ее содержательный образ.
Сначала мысленные образы изолированы, но постепенно между ними формируются связи. Тем самым все люди, вещи и явления в жизни малыша обретают смысл – родители, браться, сестры, еда, постель, утро, занятие, игра и т.п. Так рождаются понятия.
Показатель того, что ребенок на этом этапе – пугающие сновидения. Ребенок наделяет смыслом предметы и людей в окружающем мире и начинает фантазировать. С точки зрения символического мышления – это хороший признак. Мозг ребенка экспериментирует с пугающими идеями. Постепенно он научится различать реальное и воображаемое.
Способность оперировать понятиями позволяет ребенку начать играть в ролевые игры, например, кормить куклу или представлять куклу мамой.

Чтобы помогать ребенку на этом этапе осваивать слова, нужно ставить его перед выбором, чтобы детям приходилось думать, чего они хотят. Например, «Ты хочешь выйти погулять и поиграть или пойти спать?». Не привлекательный для ребенка выбор ставится на последнее место. Когда ребенка учат таким способом, он осваивает осмысленное использование речи в жизненных ситуациях. Когда слово наполняется эмоциями, оно обретает для ребенка смысл и почти сразу распространяется на разные контексты.

Какой путь проделывает ребенок с РАС, приближаясь к желанию общаться?
Этот процесс протекает любопытным образом: по мере того а) ребенок осваивает обмен сигналами; б) учится открывать и завершать коммуникативные циклы; в) показывать вещи родителям, улыбаться, кивать, и использовать эмоциональные жесты для решения проблем, он понимает, что обмен эмоциональными сигналами рождает ощущение близости к другому человеку.
Первый шаг к зарождению желания общаться – освоение жестов. Обмен жестами или словами помогает ребенку чувствовать свою близость к родным людям, ощущать себя участником отношений. Постепенно ребенок начинает ценить общение не только как способ получить конфету или поцелуй, но и потому, что общение само по себе также приятно, как и конфета или поцелуй.

Признаком того, что ребенок на этом пути – это его восторг от освоенных слов и повышенная болтливость.

4. Логическое мышление и умение отличать воображаемый мир от реального.
«Я умею летать, т.к. я похож на Супермена» — логическое мышление, но не основанное на свойствах реальности. Аутичные дети должны учиться воспринимать мир логичным и реалистичных образом. Для этого необходимо верно интерпретировать воспринимаемое. Аутичные люди могут демонстрировать верное логическое мышление в технической или научной сфере, но неверное – в эмоциональной и межличностной сфере. У детей с РАС проблемы с речью, сенсорным восприятием или моторикой затрудняют освоение логики и обретение чувства реальности и «заставляют» их бежать в мир воображения.
Нужно задавать детям с РАС трудные вопросы «где?», «когда?» и «почему?», побуждая их отвечать. Для этого нужен достаточно полноценный контакт с окружающим миром.
Любому ребенку можно помочь перейти к логическому мышлению, если усвоены фундаментальные основы.

Шаги. Запускается процесс в первые 3 – 4 месяца – изучение окружающего мира с помощью органов чувств. Нарушения сенсорики и пр. мешают. Где выход?
Родители могут стать носителем «правильной» информации, но при условии «доверия», которое можно создать лишь в теплом, доверительном эмоционально-насыщенном контакте. Например, вести себя спокойно, когда ребенок встревожен или возбужден, утешать и ободрять его и в то же время «втягивать» его в общий мир.
Третий шаг – целенаправленное действие . Например, сжимать шарик, чтобы узнать мягкий ли он. Прикосновение к ному папы – это ощущение в кончиках пальцев и одновременно звук со стороны отца. Осознание этой связи – начало причинного мышления и начала причинно-следственных суждений.
Четвертый шаг – это сведение нескольких целенаправленных действий в единое целое. Например, когда ребенок ищет спрятанную игрушку и просит маму ему помочь. Или когда ребенок понимает, как устроена полоса препятствий: чтобы достичь цели, нужно перелезть через куб, обойти бревно, пролезть в туннель.
Следующий шаг – оперирование понятиями. На этом этапе не нужно искать печенье по всему дому, достаточно сообразить, где оно может быть. Затем идеи осваиваются с помощью ролевых игр (кукла будет искать печенье в буфете). Идеи становятся средством с помощью которого дети представляют себе мир и проигрывают его в своем сознании (обычный ребенок к 2-м годам).
Шаг шестой – выстраивание связи между идеями. Это ростки рационального мышления в традиционном понимании. Ребенок теперь может участвовать в обсуждениях и спорах. Пример: «Почему ты хочешь поехать к бабушке?». Подобные вопросы включаются в ролевые игры. Играя в ролевую игру нужно стремиться постоянно поддерживать разговор. Когда ребенок перескакивает с одной идеи на другую, пытайтесь привести их в логическую последовательность, но не делайте это вместо него Аутичный ребенок не может подражать, он должен добираться до сути самостоятельно.
Детям с РАС нужно побольше упражнений на творческое и логическое мышление. Обучение шаблонами может создать иллюзию, будто ребенок говорит логичные вещи, но это только помешает дальнейшему прогрессу. Он не сможет играть со сверстниками, потому что не научиться гибко и логично использовать слова и идеи.

5. Высшие уровни абстрактного и рефлексивного мышления.
Многопричинное и ньансированное мышление, обращение к внутренним стандартам и даже абстрактное рефлексивное мышление.
После логического становится возможным многопричинное мышление, например:

— Я хочу пойти на улицу.
— Почему?
— Потому, что я хочу кататься с горки, рвать яблоки, бегать, кататься на велосипеде.

Следующим шагом будет трехстороннее непрямое мышление. Обычный ребенок овладевает им к 7 годам, аутичный к 8 – 10. Чтобы развивать эти типы мышления, побуждайте ребенка новые решения проблем («Каким еще способом можно это сделать?»). Например, Ребенок просит печенье у мамы, она не дает, он идет к папе. Относитесь к этому не как к хитрости, а как к ценному навыку на пути к следующим более высоким уровням мышления.
Ньюансированное мышление – почему «А» лучше «Б»?

Из-за неполного освоения предшествующих стадий дети с РАС могут застрять на стадии негибкого или поляризованного мышления. Чтобы стимулировать ньюансированное мышление, мы должны интересоваться их мнением о вещах, которые не сводятся к черному и белому.

Как развивать абстрактное мышление? Сначала необходимо помочь ребенку закрепить базовые 6 уровней, ведя с ним долгие и интересные беседы, которые будут побуждать его мыслить одновременно творчески и логически. Если ребенок теряет нить, помогайте ему связывать идеи, делая вид, что вы его не понимаете.
Подходящие вопросы:
— Что ты думаешь о поступке того мальчика?
— Что бы ты сделал, окажись ты на его месте?
Проверьте себя – подходящий ли вопрос вы задаете. Если вы заранее знаете ответ на вопрос, который задаете ребенку, значит, вы просто тренируете его память.
Условие – ситуации, которые обсуждаются с ребенком РАС для стимулирование его высших форм мышления, должны иметь для него высокое эмоциональное содержание.

Заключение. Мозг продолжает развиваться до 60 – 70 лет, поэтому учиться никогда не поздно. После достижения одного уровня надо стремиться к следующему. Поэтому главное при работе с детьми, подростками и взрослыми людьми с РАС – всегда добиваться освоения следующего уровня мышления.

Использованы материалы книги «На ты с аутизмом» С. Гринспена и С. Уидер, где описана модель DIR, основанная на развитии, индивидуальных различиях, и взаимоотношениях. DIR фокусируется на навыках ребенка во всех областях развития, включая социально-эмоциональное функционирование, общение, мышление и обучение, двигательные навыки, осознание собственного тела и внимание.

Продолжение темы в феврале. Планируется рассмотрение таких вопросов, как «модель психического и эмпатия», «развитие личности (образ «Я», самость, идентичность)».

Практикум для родителей.
Задание на 06.02.2014: 1) Проанализируйте умения своего ребенка, определите, на какой стадии развития он находится (см. раздаточный материал). 2) Пофантазируйте и придумайте несколько занятий (приемов) игры с ребенком для 20-минутного «особого общения». 3) Запланируйте в вашем домашнем режиме (расписании) два – три 20-минутных подхода в день для «особого общения» с ребенком.

Клинический психолог О.А. Калиниченко.

* РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)