Тема семинара: «Общение с аутичным ребенком». Занятие с волонтерами.

Для того, чтобы ребенок с аутичными чертами мог с вами общаться и даже учиться коммуникации благодаря вам, нужно соблюсти два условия:
1) Понять, как ребенок воспринимает и обрабатывает сенсорную информацию.
2) Понять, что для него интересно.

Сначала наблюдайте за ребенком и разговаривайте с его родителями. Так вы настроитесь на взаимодействие.
А) Если ребенок слишком остро реагирует на звуки и прикосновения, то нельзя помещать его в шумную комнату, где много людей. Это перегрузит его нервную систему. Играйте и общайтесь с ним в изолированном помещении.
Б) Если ребенок слабо реагирует на звуки и прикосновения, то не следует вести себя слишком сдержанно. Нужно общаться экспрессивно, эмоционально, используя выразительную жестикуляцию. Можно дотрагиваться до ребенка и громко произносить эмоционально окрашенные фразы.
В) Если у ребенка хорошее зрительное восприятие, но он плохо воспринимает слова, то говорить нужно мало слов, произнося их четко, а также «поясняя» свои высказывания выразительными жестами, мимикой и картинками и предметами. Находится нужно перед ребенком.

Ваше движение, направленное на то, чтобы привлечь внимание ребенка и подготовить его к тому, что вы хотите сказать, стимулирует его восприятие. Например: «Андрей, я хочу кое-что тебе сказать!» или: «Юля, ты видела это?».

После того, как вы провели настройку на взаимодействие, переходите ко второму условию – соединение любой задачи с эмоциями, доставляющими ребенку удовольствие, чтобы у ребенка возникло желание общаться и играть с вами.
Эмоции предшествуют поведению. Чтобы развиваться, учиться чему-нибудь аутичный ребенок должен получать удовольствие от отношений с родителями, сверстниками, волонтерами. Чтобы создать у малыша мотивацию, нужны изобретательность и настойчивость.

Способы общения в игре.

Подходит для самых маленьких или с «маленьким» умственным возрастом.
1) Мы следуем за ребенком, подстраиваемся под его интересы, цели и эмоции. Их нужно выяснить и знать, потому, что в основе общения лежат намерения. Главная задачи — помочь ребенку проявлять инициативу. Наличие цели (у ребенка) – первый шаг к осмысленному общению.
Чтобы наладить взаимное общение с ребенком, а не отрывать его от любимой вещи или занятия, взрослый выстраивает взаимодействие вокруг этой вещи или занятия. Присоединиться к стереотипной игре или к самостимуляциям ребенка – это получить пропуск в его мир.
Пример. Ребенок открывает и закрывает дверь. Взрослый кладет под дверь колышек (создает препятствие), затем приближает свою руку к двери и говорит ребенку «Давай помогу» и жестом показывает, что собирается сделать – толкать дверь вместе с ребенком. Ребенок может кивнуть головой, или взять его руку и положить на дверь, или сделать другой жест, выражающий согласие. Затем можно с силой надавить на дверь, чтобы клин вылетел, и ребенок смог толкать дверь сам.
Налаживать общение удается, когда мы помогаем ребенку достигать его целей.
Лучше предлагать свою руки, пододвигать ее к ребенку (проявить свое намерение), но не хватать его руку первому, т.е. не опережать инициативу ребенка.

2) Создание коммуникативного цикла.
Ребенок открывает коммуникативный цикл, исходя из своих намерений и целей, делая то, что он собирался сделать. Взрослый основывается на этом и помогает достичь ребенку своей цели. Ребенок в ответ замыкает цикл, пользуясь предложением взрослого и знаками прося о помощи.
Дальше взрослый пытается перейти т одного цикла к другому, чтобы наладить взаимообмен и развить общение. И таким образом количество коммуникативных циклов, в которых ребенок получает удовольствие, увеличится.
(Еще пример, про игру с пальцами).

3) Другой способ наладить взаимное общение – чинить препятствия в игре. Вы можете создавать игровые препятствия, например, изображая полицейского, который преградил путь игрушечной машинке ребенка, чтобы ему пришлось вас сбивать или объезжать. Создавая игровые препятствия, не слишком расстраивающие ребенка, продвигайтесь медленно, показывая свои намерения, чтобы ребенок мог остановить вас жестом. Это, кстати сказать, поможет ему освоить жестикуляцию.
Пример игры, для ребенка бестолково слоняющегося по комнате есть игра «Передвижной забор». Можно повсюду ходить за ребенком и расставлять вокруг него свои руки, не касаясь его, чтобы ему пришлось поднять ваши руки или сказать «Уйди», или сделать какой-нибудь жест, чтобы высвободиться. Когда н это делает, вы, разумеется, соглашаетесь.

4) Разнообразие способов наладить взаимное общение неисчерпаемо: простые игры в «ку-ку», прятки, ритмичные согласованные действия.

5) В ходе игр можно вводить слова, чтобы ребенку пришлось говорить. «Пряник!» — угостить ребенка, «Пряник или сок?», можно прятать пряник за спину, чтобы ребенок искал вашу руки или говорил.
6) Цель – добиться непрерывного потока взаимного общения, начиная с одного, двух коммуникативных циклов. Ребенок постепенно научится входить в ритм общения с вами, когда вы рядом и можете ему помочь достигать своих целей.

Подходит для детей, чей умственный возраст соответствует 3,5 и более годам.
7) Совместное решение проблем. Тактика взаимодействия заключается в создании игровых препятствий и «проблем», для преодоления которых ребенку нужно осуществлять поиск решения и проявлять инициативу. Какую бы проблему или задачу вы не создавали, она должна основываться на интересах ребенка. Старайтесь помогать ребенку достигать его целей и стремлений таким способом который потребует от него инициативы при взаимодействии с вами. Например, если он захочет поиграть в скачки, вы можете стать лошадкой, которая поскачет, если ребенок похлопает ее по спине. Вы даже можете ввести систему условных сигналов: два похлопывания будут означать «поехали», одно – «стой». Таким образом, ребенок будет управлять лошадкой, которая сама по себе не знает, что надо делать.
8) Стимулирование творческого и логического мышления. Следуйте, как обычно за ребенком, но теперь к развитию и расширению выдуманных сюжетов, а далее и к перебрасыванию мостов между идеями. Например, если ребенок играет с куклой и кормит ее, побуждайте его делать сюжет более сложным. Вы можете присоединиться к его игре, притворившись ребенком и сказать: «О! Как вкусно! Дай мне еще!» — или «Ой, нет-нет, я не хочу супа! Я хочу печенья! Дай мне большое печенье!». Таким образом, вы войдете в игру и побудите ребенка развивать ее сценарий, не подсказывая ему что делать. Подтолкнуть ребенка к логическому мышлению можно задавая ему вопросы в игре. Например, ребенок играет с машинкой, вы можете вклиниться в его игру и спросить: «Куда мишка едет на машинке? Мишка-мишка, куда ты едешь?». Один из эффективных приемов – разговор взрослого на два голоса от лица игрушки и от лица комментатора. От лица игрушки: «Я голодный медведь! Где мои ягоды?». От лица комментатора: «Мишка все еще хочет есть! Давай поможем ему найти ягоды!» Вам не нужно засыпать ребенка вопросами, чтобы ввести в его сюжет взаимодействие; чтобы увлечь ребенка, используйте разных персонажей с разными эмоциями.

(Использованы материалы из книги Стенли Гринспена и Серены Уидер «На ты с аутизмом: Использование методики FLOORTIME для развития отношений, общения и мышления).

Об общении с подростками и взрослыми людьми с аутизмом поговорим на следующем занятии.

Ведущая РШ
Ольга Анатольевна Калиниченко

*Вопросы Ольге Анатольевне можно задать здесь – на нашем сайте omm72.ru на странице «Задать вопрос сотруднику Центра ОММ»

** РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)