Тема семинара: Замена проблемного и нежелательного поведения на новое.

Вопрос к участникам семинара:
1. Составьте перечень нежелательного поведения вашего ребенка.
2. Составьте перечень того поведения вашего ребенка, которое вы считаете проблемным.
Давайте совместно определим, чем нежелательное поведение отличается от проблемного поведения.
Критерии зависят от:
1. а) нашей субъективной оценки;
2. б) социальной ситуации;
3. в) от оценки риска, угрозы, опасности
4. г)…
5. д)…
Некоторые из поведений, которые некоторые специалисты и семьи не рассматривают как проблемные, например, издавание различных необычных звуков, повторение фраз, открывание и закрывание дверей до бесконечности, могут не быть опасными или разрушительными. Однако они, очевидно, могут создать невероятное напряжение в семье.

Родителям следует быть информированным о том, почему возникает нежелательное и проблемное поведение у особенного ребенка. Причины могут быть разного уровня – от глубинных (биологический и психофизиологических) до ситуационно -психологических.
Почему возникает нежелательное поведение у аутичного ребенка?
Из-за базовых биологических нарушений у аутичного ребенка деформированы механизмы организации своего поведения на основе эмоций.
Он не может оградить себя от чрезмерных воздействий окружающего мира, не понимает своих нужд и потребностей, не умеет преодолевать препятствия, не может воспринять эмоции других людей, не может планировать и прогнозировать. У аутичного ребенка, — как пишет Баенская, — страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты:
– в виде реакций ухода от направленных на него воздействий;
– в виде отрицательной избирательности, т. е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, не принимает, боится;
– в виде защиты постоянства в окружающей обстановке;
– в виде симбиотической связи с мамой.
Некоторые поведенческие реакции аутичных детей являются чем-то вроде рефлексов.
Поведение также является одной из форм коммуникации, многие аутичные люди сообщают о своих желаниях, потребностях и проблемах посредством поведения, а не слов. Это не означает, что они всегда делают это осознанно, например, побег от лающей собаки может быть биологическим ответом на обстоятельства, которые ребенок считает опасными. То есть, такие поведения зачастую автоматической реакцией на ситуацию, а не осознанным выбором ребенка.
О стереотипиях, навязчивых действиях и самостимуляции у нас было отдельное семинарской занятие.
Замена проблемного поведения на новое.
Начать следует с выбора только одного поведения. И пока мы не возьмем его под контроль или незаменим на другое (приемлемое или альтернативное) поведение, другие поведенческие проблемы будем по возможности игнорировать. Другими словами, следует сосредоточить усилия свои и ребенка на каком-то одном проблемном поведении.
Методика, которую предлагают специалисты АВА — дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это прекрасный инструмент АВА (прикладного анализа поведения) который может привести к очень быстрым и значимым изменениям в поведении. Используется прежде всего для уменьшения проблематичного поведения и основано на поощрении.
Мы не просто хотим, чтобы проблемное поведение прекратилось. Мы задаемся вопросом: «Какому поведению я могу научить ребенка вместо проблемного?».
Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения — это техника для искоренения различных поведенческих проблем, таких как агрессия, самостимулирующее поведение, навязчивые интересы или вспышки гнева. Как правило, подкрепление альтернативного поведения сочетается с процедурой гашения, когда нежелательное поведение больше не подкрепляется, то есть не приводит к желательному для ребенка результату.
Вот несколько примеров.
— Проблемное поведение ребенка А состоит в том, что он берет в рот различные несъедобные предметы (игрушки, монеты, пальцы и так далее) для сенсорной стимуляции. Каждый раз, когда ребенок А пытается положить в рот посторонний несъедобный предмет, вы блокируете это поведение и обращаете внимание ребенка на специальную сенсорную игрушку для жевания. Когда ребенок А кладет в рот специальную игрушку для жевания, он получает устную похвалу.
— Проблемное поведение ребенка В состоит в том, что он сбегает из-за стола, чтобы избежать учебных требований. Когда ребенок В пытается встать из-за рабочего стола, вы физически подсказываете ему сесть обратно и даете ему карточку «Мне нужен перерыв». Когда ребенок В отдает вам карточку обратно, вы хвалите его и разрешаете уйти на короткий перерыв.
Два важных фактора:
1. Вы должны знать, какую функцию выполняет нежелательное поведение.
2. Вы должны подкреплять альтернативное поведение.
Недостаточно просто время от времени направлять ребенка к другому поведению. Это не является техникой дифференциального подкрепления альтернативного поведения. Если ребенок жует игрушки и монеты ради сенсорной стимуляции, а вы блокируете это поведение и даете ребенку книгу почитать, то как это удовлетворит его сенсорные потребности? Никак. Скорее всего, ребенок потянет книгу в рот или будет просматривать ее пару секунд, а потом бросит.
Для того чтобы обеспечить продолжительные изменения, вы должны подкреплять альтернативное поведение, чтобы сделать его более выгодным, чем неуместное поведение. Вам нужно создать для ребенка мотивацию отдавать предпочтение более приемлемому поведению.
Подкрепление другого поведения бывает сложно осуществить, потому что не всегда можно найти альтернативное поведение, которое бы выполняло точно такую же функцию.. Тогда ищется такое поведение, которое делает нежелательное поведение просто невозможным в данный момент времени.
Еще пример:
У мальчике есть навязчивое поведение — чрезмерные разговоры о динозаврах. Каждый раз, когда он хочет инициировать социальный контакт, он подходит к другому человеку и начинает монолог о динозаврах. Его родители начали процедуру гашения для навязчивых разговоров о динозаврах и стали поощрять ребенка каждый раз, когда он начинал разговор с уместных вопросов, например: «Чем ты сегодня занимался?».

Еще одна стратегия работы с проблемным поведением.
В первую очередь, необходимо найти точку, с которой можно было бы начать работу над проблемами поведения у ребенка. Вам необходимо будет расставить приоритеты, поскольку невозможно работать над всеми проблемами поведения одновременно. В этом процессе следует учитывать следующие нюансы:
• Какое поведение является потенциально опасным?
• На протяжении какого времени сохраняется эта проблема?
• Обеспечит ли изменение этого поведения появление большего количества возможностей для лучшего функционирования?
• Улучшится ли качество жизни ребенка после изменения данного поведения?
• Какова экономическая целесообразность улучшения такого поведения (соотношение затрат к выгодам)?
В качестве первоначальной цели следует выбрать наиболее значимое поведение. Поведения, которые являются наиболее опасными, разрушительными и частыми, представляют собой хорошую отправную точку для начала работы. Это означает, что вам, возможно, на некоторое время понадобится закрыть глаза на другие формы нежелательного поведения. Как только вам удастся получить контроль над одним поведением, мы можете приступать к работе над следующим.
Когда у вас уже есть предположения в отношении того, какое поведение будет принято в качестве целевого, следует составить для него очень четкое определение в письменной форме. Даже если вы единственный человек, собирающий данные о конкретном ребенке, вы удивитесь, насколько сильно ваше восприятие может повлиять на то, что принимается в качестве поведения (то, что вы считали разрушением собственности в сентябре, может измениться уже к марту). Если старший сын шлепает ладонью младшую сестру, считается ли это ударом? А толчки? Какие определения вы бы дали поведениям «возражать», «переговариваться», «отвлекаться»? Запишите определение, которое четко идентифицирует то, как выглядит нежелательное поведение. Включите в это определение только то, что вы можете видеть или наблюдать, а не то, что «по вашему мнению, делает ребенок».
Плохой пример: «Когда ребенок хочет внимания, он беспокоит других членов семьи, чтобы вывести их из себя».
Однако на данном этапе не стоит делать предположения о том, почему этот ребенок делает то, что он делает.
После того, как вы определились с целевым поведением и его определением, вам необходимо собрать некоторые базисные данные. Базисные данные – это данные, которые вы собираете прежде, чем начать вмешательство. Они укажут вам на то, с чего нужно начинать, а также дадут информацию о том, является ли вмешательство в действительности эффективным. Эти данные также помогут определить, что является функцией поведения. Под функцией поведения подразумевается то, что индивидуум получает в результате продуцирования определенного поведения. Каковы последствия поведения? Речь не идет о тех последствиях, которые реализуются взрослыми (например, ослабление/наказание).
Существует три основных области, между которыми распределяются наиболее распространенные функции поведения:
• Получение внимания: учащийся продуцирует поведение для того, чтобы добиться положительного или отрицательного внимания (сюда также можно включить поведение, целью которого является получение доступа к физическим объектам) – поведение приводит к получению доступа к пище, предметам, игрушкам и т.п.
• Избегание: учащийся продуцирует поведение с целью избавиться от чего-либо (работа, общение, окружающая среда…)
• Сенсорные ощущения: такое поведение предоставляет индивидууму определенное внутреннее или естественное/натуральное усиление (то есть, ребенок будет демонстрировать это поведение, даже когда остается один)
Когда вы определите функцию поведения, вы будете знать, с чего начинать, чтобы определить подходящее в каждом конкретном случае вмешательство. Это можно сделать при помощи сбора данных. Основным видом данных, которые подлежат сбору при определении функции поведения, являются АВС-данные.
1. Предшествующие факторы: что произошло ДО поведения
2. Поведение
3. Последствие: что произошло ПОСЛЕ поведения
Советы по сбору АВС-данных:
• Записывайте все, что ребенок говорит и делает;
• Используйте аббревиатуры для того, чтобы успевать записывать наибольшее количество информации;
• Не записывайте интерпретированные вами данные;
• Включайте данные о времени (когда произошло поведение, сколько оно продлилось), если это возможно;
• Обратите внимание на другие важные события, произошедшие в этот день.

Не собирайте данные в течение всего дня! Выберите несколько непродолжительных периодов времени. После того, как этап сбор данных завершен, остается только проанализировать полученные АВС-данные.
• Ищите закономерности: может быть, в момент возникновения проблемного поведения ребенок постоянно находится в одном и том же месте или в кругу определенных людей
• Что чаще всего происходит непосредственно после поведения
• Любая взаимосвязь со временем суток
(переработано из источника : http://theautismhelper.com/behavior-week-identifying-target-behaviors-function/ )
Продолжение следует.

Ведущая РШ
Ольга Анатольевна Калиниченко

*Вопросы Ольге Анатольевне можно задать здесь – на нашем сайте omm72.ru на странице «Задать вопрос сотруднику Центра ОММ»

** РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)