Тема семинара: Разработка индивидуальной программы развития и коррекции для своего ребенка

Программа разрабатывается в соответствии с нуждами и потребностями ребенка.
Для разработки программы требуется получить консультации специалистов, которые уже занимаются с ребенком и собрать информацию о задачах, над которыми в данный момент идет работа, о получаемом (или назначаемом) лечении, о применяемых видах и методах коррекции и развития.
1) Цель назначенного препарата или вида воздействия (коррекции).
2) Какие задачи ставятся специалистом.
3) Какие ожидаются результаты?
4) Узнавать, в каком виде будет представляться родителям результат, и с какой частотой.
5) Узнавать, какие требования к родителям (помогающее поведение, задания для домашнего выполнения).
6) Постараться, если это возможно, получить копию индивидуальной программы занятий.
Начать следует с оценки в привычной обстановке:
• нужд, и потребностей ребенка,
• проблем и слабых сторон ребенка
• сильных сторон ребенка
• доступных социальных навыков
• особенности общения
• текущего уровня знаний и умений ребенка, (т.е. что ребенок МОЖЕТ делать).

«Родительский запрос и ожидания специалистов, работающих с ребенком

Необходимо оценить умения ребенка, относящиеся к следующим областям развития:
— Коммуникативные навыки (вербальные и невербальные)
— Академические навыки, интеллектуальное/когнитивное развитие
— Социальные навыки и отношения (игровые навыки, чувствительность к другим, умение быть членом группы, понимание ответственности…)
— Самообслуживание (умение одеться, кушать, гигиена…)
— Физическое развитие (мобильность, жизненно необходимые двигательные действия …) и мелкая моторика
— Эмоционально-волевое развитие и поведение ребенка
— Независимость/самостоятельность (понимание «денег», времени, умение пользоваться телефоном….)
— Творчество, спорт, отдых, интересы

Наблюдая за своим ребенком, родитель может письменно ответить на следующие вопросы:
• Какие виды занятий больше всего интересуют ребенка? • В каких сферах ребенку нужна помощь (общение, социальное и эмоциональное развитие, игровые навыки, физическое развитие, решение проблем, мышление и т.д.)? • Какой стиль обучения больше всего подходит ребенку (визуальный, кинестетический, многосенсорный и другие).

Когда ребенок действует успешно и когда он нуждается в помощи (во время еды, сна, на улице, во время перемещения, игры один на один, или игры с другими детьми и т.д.)? • Где (в каких условиях) ребенок достигает успеха и где (в каких условиях) у него возникают трудности (дома, в соседа, во время семейных торжеств, в больших или в маленьких группах, в саду/школе и т.д.)? • Как ребенок демонстрирует то, что он знает (с помощью языка, знаков и т.п.)?

Вопросы, которые необходимо рассмотреть при составлении ИПР: • Какие адаптации необходимо осуществить (среды, программ)? • Каких специалистов необходимо привлечь? • С чего необходимо начать (приоритетные области «развития/обучения»)? • В каких сферах развития необходимо предоставить помощь? • Сколько времени в неделю будут длиться занятия со специалистами или дополнительные занятия? • Какие изменения в расписании нужно сделать? • Какие мероприятия будут предложены для установления сотрудничества с другими детьми? • В каких мероприятиях, кроме учебы, ребенок будет принимать участие?

Оценка ресурсов, доступных на данной территории.
Какие программы, материалы и оборудование? Какие специалисты? • Какие методы воздействия позволяют эффективно помочь ребенку (непосредственное вмешательство, моделирование поведения, адаптация среды и программ и т.д.)?

Ведение дневника динамики развития ребенка.

Дневник родительских наблюдений №1
Общие изменения (заполняется раз в неделю в форме Таблицы)
1.дата
2.поведение в быту
3.игра
4.поведение в социальных ситуациях
5.речь
6.интеллект
7.коррекция/лечение/обучение
8.минусы
9.подумать обсудить со специалистами
10.затраты

Дневник родительских наблюдений №2
Проблемное поведение — заполняется в форме Таблицы
1.вид
2.частота
3.продолжительность
4.реакция\поведение взрослых
5.подумать обсудить со специалистами
6.дата записи