Тема семинара: Адаптация ребенка с аутичными чертами в школе и на домашнем обучении.

Дети с Расстройством Аутистического Спектра (РАС) имеют специфические потребности и нуждаются в специальном подходе к обучению, что связано с особенностями обработки и обобщения информации. Это важно понимать и при обучении таких детей в классе и на дому. В большинстве своем лица с РАС понимают все буквально, нуждаются в визуализации информации и испытывают трудности с обобщением и переносом навыков. Также они имеют нежелательное поведение, на которое невозможно подействовать стандартными педагогическими стратегиями. Учителя, принимающие такого ребенка в свой класс или проводящие с ним уроки на дому должны проходить специальную подготовку.

Существует большее расхождение между аутичными детьми и их типичными сверстниками в отношении речевых, социальных, академических навыков, скорости обучения, запоминания новых навыков, обобщения и т.п. В связи с этим учитель должен получить ряд рекомендаций для модификации своих педагогических подходов.
Существует категория детей старшего возраста (7-9 лет), которые добились значительного прогресса в результате раннего вмешательства и коррекционных занятий. Тем не менее, они все еще значительно отстают от сверстников своего возраста (например, отстают на 1-3 года). Эти дети по-прежнему нуждаются в интенсивной коррекционной работе. Большинство из них испытывает необходимость и может получить пользу от социального опыта, который можно организовать в школьном классе (типичном или специализированном).
Большинство аутичных детей, определенных комиссией ПМПК в различные инклюзивные программы, обычно диагностированы как дети с синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом или атипичным аутизмом. В отличие от детей с другими видами расстройств (например, с умственной отсталостью) у аутичных детей есть хороший потенциал преуспеть в освоении школьной программы.
С другой стороны — аутичные черты и проблемы восприятия становятся серьезным препятствием адаптации в школе в начале обучения. Затруднения в установлении контакта со сверстниками, поверхностные и специфические межличностные отношения могут стать причиной социальной отстраненности со стороны одноклассников. Ребенок, который игнорирует интересы сверстников, и характеризуется навязчивым поведением может оказаться изгоем в классе. Неадекватное поведение, даже в самой легкой форме — выкрикивания в классе или раскачивание на стуле — может раздражать учителя, и мешать вести урок. Не говоря уже о более серьезных формах проблематичного поведения — таких, как агрессия или аутоагрессия. Учитель может помочь соученикам аутичного ребенка принять его в классе, привыкнуть к «странностям» его поведения, научиться взаимодействовать с ним оптимальным образом, помогать и поддерживать его. Нежелание родителей «озвучивать» в классе особенности их ребенка или самоустранение учителя от регулирования отношений между детьми может «вынудить» одноклассников к испытанию, к попыткам провокации такого ребенка для того, чтобы самим понять как с ним общаться и тем самым снизить собственную тревогу.

Обучающий подход для аутичного ребенка должен учитывать эти и другие затруднения, и помимо помощи в освоении школьной программы — сосредоточиться на уменьшении нежелательного и неадекватного поведения, и на обучении навыкам социального взаимодействия и социальным правилам.

Задачи начального этапа обучения в школе для аутичного ребенка и его родителей:

А – непосредственно в школе

1. Привыкнуть к новой обстановке, освоить пространство школы. Научиться вести себя в столовой, в коридорах школы, в школьном туалете, в спортивном зале и в других помещениях.
2. Сформировать учебное поведение на уроке. Адаптироваться к «фронтальному» типу обучения. Обычно аутичные дети имеют только навык занятий «тет -а –тет» за столом со специалистом.
3. Научиться занимать себя на переменах.

Б — «Встроить» школьные дела в домашний режим.

1. Сборы в школу (сбор ранца с учебниками и другими школьными принадлежностями, подготовка школьной формы с вечера). А также проговариванием всех событий завтрашнего дня в школе (последовательности уроков, смены учителей, если есть уроки физкультуры, пения и т.п., занятия себя на каждой из перемен, похода в туалет на одной из них и т.п.)
2. Отдых и снятие напряжения после посещения уроков. Желательно позволить ребенку после школы в качестве поощрения заняться тем, что ему нравится (например, компьютер), ограничив доступ к нему в другое время дня.
3. Выполнение домашнего задания.
4. Эмоционально-позитивное проговаривание перед сном пережитых событий прошедшего школьного дня, подчеркивание того, что у ребенка получилось. Важно создать у него впечатление, что он справляется с новыми для себя школьными делами.

В – взаимодействие родителей со специалистами школы.

1. Информирование учителя об особенностях ребенка, его особых нуждах, возможных видах нежелательного и проблемного поведения и, найденных опытным путем способах его предотвращения.
2. Помощь в освоении пространства школы.
3. Беседы с учителем о состоянии текущих дел у ребенка.

Создание условий по адаптации аутичного ребенка в начале школьного обучения (по О.Никольской).
Адаптация в школе реализуется:
— в продуманной организации школьной жизни детей;
— в поддержке учителя;
— в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;
— в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами;
— в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника.
Ребенку с аутизмом в школе требуется.
• Ему будет легче адаптироваться, особенно в начале обучения, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении возникает на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками.
• Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом. Когда такой ребенок поступает в школу, то, как правило, он уже хочет быть школьником, стремится к детям и готов полюбить своего учителя. Он очень нуждается в эмоциональном контакте.
• В большей степени, чем другим ученикам, ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это отмена сложной контрольной или неожиданная интересная экскурсия.
• Дополнительная индивидуальная помощь. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков. Трудности могут и не появиться (часть детей уже при поступлении в школу владеют навыками чтения, письма, счета), но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения, с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления этих трудностей является опыт успешности, который мы должны дать ребенку.
• Психологическое сопровождение. Большинству таких детей потребуется помощь психолога в развитии представлений о себе и об окружающем, в понимании других людей, в овладении навыками коммуникации и взаимодействия, в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.
Как уже говорилось, к школьному возрасту многие дети с аутизмом хотят быть учениками и идти в школу. Как правило, они даже имеют некоторые школьные навыки: почти все знают буквы и цифры, порядковый счет, умеют читать, реже — писать и считать. Многие имеют хороший словарный запас и обширные знания в области своих увлечений, поэтому часто производят вполне благополучное впечатление при предварительном знакомстве. Практически все они имеют опыт индивидуального обучения и уже неплохо организуются на индивидуальных занятиях, тем не менее, их обучение в школе, в группе детей, сначала может складываться не очень гладко.
Из письма взрослой девушки с последствиями аутизма:
Даже если я просто зайду в школу, будучи взрослой, это вызывает у меня сильный стресс. Когда же я сидела в классе, будучи ребенком, это было настоящей пыткой.
Размер класса: многие люди начинают воспринимать каждого присутствующего человека по отдельности и в равной степени – их голос, какую одежду они носят, чем они занимаются, как пахнет их шампунь и мыло, их эмоциональные проявления.
Освещение: Яркое освещение может восприниматься как болезненное. Представьте, что вы гуляете в очень солнечный день без солнечных очков. С мигренью.
Цвет: Tам, где много разных людей, много разных цветов. Это зрительный «шум», который может быть избыточным для нас. Все дети носят одежду разного цвета, их движения вызывают различные тени и изменения в цвете одежды, учитель использует разные мелки для доски, на стенах висят яркие наглядные пособия, много красок на стеллаже для книг, чужие закладки, тетради и учебники – все это увеличивает цветовой шум.
Звуки: Мы слышим слова, которые говорит учитель, и мы должны их понимать, но мы в равной степени слышим голоса других учеников, тиканье часов, шуршание за другими партами, трение обуви о пол, шелест страниц тетрадок и учебников, людей в холле, скрип карандашей и ручек о бумагу, объявления по громкоговорителю, машины на улице (особенно если школа расположена рядом с оживленной дорогой), а также других учеников, которые обедают в столовой.
Что переживает аутичный ребенок в школе?
Помимо большого скопления людей в большом помещении, обилия звуков, запахов, многообразия цветов , мельканий от непрерывных движений окружающих людей, их эмоций, еще и восприятие самих себя:
Я голоден? Когда обед? Сколько еще осталось? Что мы будем делать сейчас? Что только что сказала учительница? Мне нужен другой карандаш. Когда мне заточить этот? У меня есть эти записи? Что сейчас делает моя мама? Я устал. Я не позавтракал. Лучше бы у нас были хлопья вместо яичницы с беконом. Моя бутылка с водой еще холодная? Когда будет обед? Я не забыл обед дома? В этих ботинках мне слишком жарко. Воротник этой майки колется. Учительница разозлится, если я срежу ярлычок с майки прямо сейчас? У меня голова болит. Мне нужно в медкабинет. Как туда идти вообще (размышления о дороге в медицинский кабинет)? Этот свет слишком яркий. У меня в глазах темно от такой яркости. Как странно. Почему так? Я что-то пропустил? Черт! Мы что, контрольную пишем?

Постараемся кратко перечислить, с чем на первых порах может столкнуться учитель. (Однако, описанные ниже трудности значительно могут быть сглажены уже в течение первого полугодия).
1) Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький — с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, играть во что-то свое. Но здесь учитель обычно все-таки справляется: с подобными «незрелыми» детьми он наверняка уже имел дело и постепенно усаживал их за работу.
2) Другие особенности могут быть более специфическими. Так, ребенок может как будто не обращать внимания на речевые обращения или показ учителя, может не выполнять инструкции: просто как бы не слышать и не видеть его. Однако это не вполне так: ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто он хотя и с запозданием, но все-таки выполняет требование и отвечает на заданный вопрос. Иногда учитель специально, чтобы стимулировать ребенка к ответу, обращается к другому ученику и таким образом все-таки втягивает его во взаимодействие.
3) Задания ребенок может выполнять сначала медленно и неловко, как будто нехотя. Он может сидеть за партой, расслабленно развалившись и рассеянно глядя в сторону. Но это не самое главное: важно, чтобы он постепенно начинал все более стабильно работать на уроке.
4) Не стоит стремиться как можно скорее привести такого ребенка в порядок, заставить его вести себя на уроке абсолютно правильно. Торопливость в данном случае даст обратный результат: в напряженной ситуации он может больше пугаться, замолкать, уходить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, активно протестовать, шуметь и отказываться от работы.
5) Ребенок также может начать искать отдых и защиту в привычной стереотипной активности. Надо помнить, что перевозбуждение, внешне немотивированный смех или плач ребенка, как правило, связаны с его перегруженностью впечатлениями.
6) Учитель, для того чтобы терпеливо дозировать нагрузку на ребенка, нуждается в постоянной поддержке психолога, в совместном анализе возникающих проблем, дающем понимание, что стоит за неправильным поведением ребенка.
Трудности от общества соучеников
Дети с аутизмом характеризуются значительной психической незрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного к себе отношения. С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.
В начале обучения все эти трудности многократно усугубляются: все необычное, как известно, является для этих детей очень сильным стрессовым фактором. В этой новизне самым острым переживанием для такого ребенка является общество других детей. Поэтому, даже если его поведение вполне адекватно дома и на индивидуальных занятиях, в классе он может легко возбуждаться, приходить в восторг от шалостей одноклассников, хохотать, когда все уже успокоились и пытаться повторять их «шутки». И хотя это, безусловно, осложняет жизнь класса, важно помнить, что наш ребенок только начинает подражать детям, это его первые опыты быть «как все» и, если он не пройдет их, трудно ждать, что он начнет следовать правильным образцам поведения. Понятно, что при всем при этом надо сохранить нормальные условия обучения для других, обычных детей.
Помощники учителя – школьный психолог и тьютер.
Психолог может помочь, организуя процесс постепенного подключения ребенка к общим занятиям, сначала к тем урокам, к которым он уже подготовлен индивидуально. В идеале, конечно, введение такого ребенка в класс пройдет более гладко, если временно на уроке будет присутствовать тьютер, помогающий ребенку организовать себя. Иногда роль «ассистента учителя» с удовольствием выполняет ближайший сосед (чаще соседка) ребенка по парте, и эту ситуацию, как нам кажется, можно успешно использовать.
Привыкание — не единственная причина того, что поведение таких детей постепенно становится все более нормальным. Самым важным является то, что они постепенно усваивают стереотип урока и следование этому стереотипу начинает охранять их от поведенческих срывов. Известно, как такие дети дорожат освоенным порядком.
С самого начала посещение школы может стать основным смыслом жизни ребенка. Но это проявляется дома, а в школе из-за его неорганизованности, неумения владеть собой учитель часто не может оценить степень заинтересованности ребенка в учебе. Если учитель будет знать, что происходит с ребенком дома, то поймет, что его терпение и усилия не напрасны.
Педагоги и психологи должны также помнить о повышенной чувствительности, ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка. На уроке труда дети могут отказываться работать с красками, с клеем, для них может быть неприятным посещение столовой и туалета.
Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку, моментально тупеть, переставать слышать и видеть учителя при словах «давай посчитаем». В этом случае напряжение ребенка постепенно уходит, если мы сами остаемся спокойны и предлагаем ему адекватную помощь, позволяющую ощутить себя успешным. Например, сначала можно при письме поддерживать его руку, а затем постепенно уменьшать помощь. Иногда важно сначала создать для ребенка впечатление, что он справляется с заданием, а затем, уже на фоне этого «успеха», начинать действительную отработку навыка.
При организации урока важно также помнить, что тормозимость, неуверенность ребенка делают для него крайне трудной ситуацию самостоятельного выбора или принятия решения. Необходимость ответить на простой вопрос (что ты хочешь? что будешь делать?) заставляет его испытывать дискомфорт, часто он говорит что-то наугад, чтобы просто выйти из неприятной напряженной ситуации. Трудности самостоятельного выбора могут сохраняться у таких детей надолго, поэтому даже в старшем возрасте использование тестов на уроке должно специально оговариваться с психологом. Без индивидуальной психологической подготовки представленные варианты возможных ответов не облегчают им ответ, не становятся для них подсказкой, как это бывает с обычными детьми, наоборот, часто дезориентируют.
В связи с огромной неуверенностью ребенка в себе рискованно, по крайней мере в начале обучения, пытаться стимулировать его, предлагая новое, «очень трудное», «самое трудное» задание. То, что у обычного ребенка естественно вызывает азарт и стремление испытать себя, у аутичного часто провоцирует панический отказ. Дети с трудом переносят свои «провалы», и, чтобы не множить дезорганизующий отрицательный опыт, нужно сглаживать эти неприятные впечатления. Характерно, что более эффективно здесь будет не утешать и успокаивать ребенка, потому что это может только концентрировать его на переживании неудачи, а положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика все новые признаки продвижения вперед.
Стереотип урока помогает справиться и с появляющейся у таких детей в определенный момент их развития эгоцентричностью, в норме характеризующей более ранние этапы детства. Они могут стремиться удержать на себе внимание учителя (постоянно отвечать, выходить к доске) и горько обижаются, если их игнорируют. Иногда может обостренно проявляться желание быть самым успешным, самым умным. Возможны ревность, гнев, даже агрессия и самоагрессия в случае, когда учитель хвалит другого ученика. В этом случае установленный порядок взаимодействия, привычная очередь в ответах, которую признает и ценит ребенок, тоже поможет всем выйти из затруднения.
Похвала же является вообще не очень надежным регулятором поведения такого ребенка на уроке. Обычно, поступившие в школу дети с аутизмом уже правильно реагируют на положительную оценку взрослого, и она адекватно работает на индивидуальном занятии. На уроке же похвала сначала может и дезорганизовать такого ребенка. То есть, конечно, он должен ощущать себя гарантированно успешным, но хорошая оценка не должна даваться учителем слишком эмоционально, что может перевозбудить ребенка. Скорее, она тоже должна быть спокойно ожидаемой ребенком: конечно, всем известно, что он хороший ученик.

Если ребенок будет обучаться на дому.

Ребенка следует подготовить к встрече с учителем и занятиям с ним. Можно использовать для этого метод расписаний.

Необходимо оборудовать специальное место в квартире, где будут проходить занятия:
1) Убрать излишнюю сенсорную стимуляцию. Стол расположить так, чтобы перед глазами ребенка была стена, посадить ребенка спиной к комнате.
2) Подготовить полки для учебных пособий, расположив их слева от ребенка.
3) Родитель должен присутствовать при занятиях и в первое время помогать учителю. Например, расположившись за спиной ребенка помогать ему выполнять инструкции учителя, действуя руками ребенка.
4) Обсудить с учителем использование поощрения ребенка за учебные действия.
5) Информирование учителя об особенностях ребенка и обязательно о видах проблемного поведения и способах его купирования.

Этапы взаимодействия учителя с ребенком в домашних условиях.

1) Этап совместных действий. Проходит в игровой зоне. Присоединение учителя к игре ребенка и стимулирование его к простым совместным действиях (передать игрушку, собрать что-то вместе с учителем в емкость и т.п.). Важно, чтобы ребенок пережил приятные эмоции от нахождения рядом с учителем.
2) Этап предучебных действий. Находясь преимущественно в игровой зоне с ребенком, учитель постепенно вводит задания, аналогичные учебным (рассматривают книжку, классифицируют карточки и т.п.). Переодически присаживаются за учебный стол и выполняют там одно-два игровых задания.
3) Этап учебных действий в оборудованной родителями «учебной зоне». Ребенок должен видеть, сколько заданий ему предстоит выполнить. Выполненные задания перекладываются слева направо.

Если ваш учитель не был специально подготовлен к работе с аутичным ребенком, можно предложить ему получить консультацию психолога – ведущего сопровождение семей, воспитывающих ребенка с аутичными чертами, по вторникам и четвергам по телефону (8-345-2) 50-72-27 или на личной встрече.

Ведущая РШ
Клинический психолог О.А. Калиниченко

* РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)