Тема семинара: Отношение окружающих к аутисту.
Можно ли повлиять на отношение окружающих? Как?

«Если у каких-то людей есть ярко выраженные особенности и про это никто не знает, то любое взаимодействие остальных с ними – катастрофа. А когда человек заранее подготовлен к особенностям другого, то можно как-то примериться, и если и не наладить отношения с ним, то, по крайней мере, научиться друг друга не травмировать. У аутистов есть ряд особенностей, которые могут просто испугать, если другие не понимают, что происходит. И это, вообще-то, не только аутистов касается.

Аутист же может быть очень необычным. А люди склонны интерпретировать необычное поведение другого человека как недружественное по отношению к себе.
И, следовательно, опасное»
Роман Дименштейн

Упражнение.
Вообразите такую ситуацию. «Вы подходите к автобусной остановке и ждете свой автобус. Кроме вас на остановке только один человек, и по некоторым признакам, вы начинаете подозревать, что он не вполне адекватен (но не пьян).
Задание:
Подумайте и напишите:
1) Что вы чувствуете?
2) Какой у вас первый порыв? Что хотите сделать?
3) Чего именно вы опасаетесь в данной ситуации?
4) Что он мог бы сделать такого, чтобы вы успокоились и, возможно, прониклись к нему симпатией?

Вот как ответили участники семинара:
1) Что вы чувствуете?
Страх, настороженность, неуверенность, растерянность, чувство дискомфорта.
2) Какой у вас первый порыв? Что хотите сделать?
Уйти от контакта, отойти в сторону, отойти подальше, бежать. Сесть в первый же автобус.
3) Чего именно вы опасаетесь в данной ситуации?
Своего незнания; как себя вести, вдруг, он обратит внимание на меня; непредсказуемость его действий, неизвестность, чего ожидать; боязнь физической угрозы с его стороны; вдруг, он будет агрессивен; вдруг «привяжется с разговорами», заговоришь, он потом не отстанет.
4) Что он мог бы сделать такого, чтобы вы успокоились и, возможно, прониклись к нему симпатией?
Если он как-то проявит себя, например, заговорит о чем-то нейтральном (не обо мне), если он сам первым отойдет в сторону и тем самым покажет, что не намерен со мной общаться; если бы я увидела, что он слабее меня и может даже нуждается в моей помощи.
Что движет нами и другими людьми, когда мы сталкиваемся в «иным» человеком?

Стигматизация психически больных.
«Стигматизация отражает определенное отношение общества к психическим расстройствам, к психически больным и к их родственникам. Это отношение можно назвать предубеждениями, обвинениями и диффамацией. Это отношение, базирующееся на мифах и на определенных социально-психологических механизмах».
Асмус Финзен.

В этимологическом словаре под термином «Стигма» значится:
«Стигма. Признак, клеймо позора, открытая рана. Происходит от греческого — «укол», «ожог», «клеймо»…обычай клеймить рабов и преступников, выжигая на их теле позорное клеймо – «выжженную рану»; также по определению средневековой латыни, называлась одна из пяти ран на теле Христа. Начиная со второй половины XIX века выражение стало употребляться в переносном смысле как «метка, позорное клеймо», в медицине – как «признак болезни»».

Американский социолог Эрвин Гоффман посвятил проблеме стигматизации книгу «Стигма. О способах преодоления поврежденной личности» (1963). Стигматизация рассматривается как социальный феномен. Она распространена как в примитивных, так и в развитых обществах, в далеком прошлом и в современности.
Гипотеза о социально-психологическом механизме стигматизации состоит в предположении о необходимости стигматизировать некоторых индивидуумов с определенными физическими, психическими и социальными особенностями. Стигматизация одних является условием для поддержания актуальной социальной идентичности так называемых «нормальных». Обычному человеку для поддержания и стимулирования собственной индивидуальности необходимо идентифицировать себя — объединять, становиться похожим, осознавать себя таким же — с членами своего сообщества, отграничивать себя от других. В ряде случаев важно, чтобы были такие другие, которые воспринимаются как «иные», вызывающие сомнение, подозрительные, «странные». Стигматизацию можно рассматривать как один из механизмов, обеспечивающих социальную стабильность общества. Неотъемлемый признак социальной организации – умение вызвать у членов общества чувство стыда.

Стигму поддерживают иррациональные страхи.

Стигма деформирует личность того, на кого распространяется. Все стигматизированные проходят сходный опыт. Они должны принять, что они не такие, как остальные, «нормальные» люди. Они должны научиться жить с этим. Стигматизация и ее последствия становятся частью их биографии. Этот опыт вносит свой вклад в формирование их личности. Для тех людей, у кого стигма приобретена в течение жизни, например, вследствие болезни, встает проблема новой идентификации и часто развивается обесценивание своей личности.

У родственников больных психическими расстройствами и у самих больных развивается обесценивание самих себя, поскольку они выросли в атмосфере предвзятости к психическим расстройствам, которая царит в современном обществе.

Особенности стигмы аутизма:
(Составляется вместе с участниками семинара)
• Аутизм как метафора, отражающая образ действий, который представляется некоммуникабельным, социально дистанцированным, интровертированным (обращенным внутрь индивида).
• Непонятная болезнь, внушающая страх.
• Мифы о непредсказуемости или опасности аутистов.
• Современные предубеждения – это «научные представления» в прошлом (психодинамические представления о причинах аутизма в нарушении семейных отношений, в «холодности» матери).
• Миф о непостижимости внутреннего мира аутиста: если в депрессивного больного еще можно вчувствоваться, то понять, что переживает аутист – нет.

Сопротивлению стигматизации помогает осознанность.

Разрушению стигмы в обществе способствует просвещение окружающих об особенностях восприятия, понимания и поведения аутичных людей.

Информация может быть воспринята при условии доверия к источникам информации и к лицам, непосредственно транслирующим эти сведения.

Что должны знать окружающие о людях с аутизмом?

Люди, страдающие аутизмом, имеют другое видение окружающей действительности, в результате биологических изменений ЦНС они не способны или ограниченно способны понимать значение того, что видят. У них есть проблемы с воображением, символизацией, абстрагированием, им трудно понять скрытый смысл. Их мыслительные процессы не такие гибкие, как у нас. Они не в состоянии обычным способом поддерживать разговор, в полной мере адекватно социально взаимодействовать с нами или разделять наши интересы.

Для аутичных людей обычная жизнь крайне трудна, она вызывает у них чувство растерянности и даже пугает. Такие люди ранимы и стремятся найти для себя виды деятельности, которые, в силу своей ограниченности, дадут им чувство безопасности и предсказуемости.
Они зависят от окружающих и нуждаются в том, чтобы для них были созданы внешние рамки, внутри которых их жизнь носила бы структурированный характер, что сделало бы их жизнь легче и понятнее для них.

Большие и маленькие сообщества людей следует готовить к принятию аутичного человека.

Членов небольшой группы можно подготовить к принятию члена коллектива, у которого есть аутичные черты, и опираться следует на социально-психологические механизмы, воздействующие на сознание и поведение людей в коллективе. Вот пример того, что будут думать младшие школьники, если учитель, которому они доверяют, побеседует с ними о их особенном товарище и расскажет, как именно с ним следует вести себя, как помогать ему и как действовать в тех или иных ситуациях, которые могут возникнуть.
— «благодаря тому, что мы заботимся и помогаем М…, мы добрее и человечнее, чем другие классы;
— «я сам научился, у меня получается и я могу теперь помочь научиться М…»;
— «без меня ему будет трудно, я ему нужен»;
— «Благодаря М к нам теперь приходят волонтеры и мы интересно проводим время и играем все вместе (командные тренинги). Другим классам не повезло».

В каждом возрасте действуют свои социально-психологические механизмы, опираясь на которые, можно ослабить у окружающих аутиста людей установки стигматизации.

Неподготовленность других детей к общению с аутичным ребенком будет заставлять их испытывать напряжение, может быть, даже страх, настороженность, неуверенность, растерянность, чувство дискомфорта. Чтобы справиться с этими чувствами, дети захотят, чтобы аутичный ребенок как-то проявил себя, т.е. будут его провоцировать на какую-нибудь активность для того, чтобы получить опыт контакта с ним. Профилактикой провокативных действий детей по отношению к особому ребенку будет беседа с учителем и школьным психологом. Более того, аутичный ребенок тоже может кое-что сделать, чтобы вызвать симпатию к себе (помните ответы участников семинара на вопрос №4 упражнения, которое проводили вначале встречи), если его предварительно подготовить и научить простым социальным ритуалам.

Ведущая РШ
Ольга Анатольевна Калиниченко

*Вопросы Ольге Анатольевне можно задать здесь – на нашем сайте omm72.ru на странице «Задать вопрос сотруднику Центра ОММ»

** РШ — РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА для семей, воспитывающих ребенка с аутистическими чертами.
Адрес: ул. Герцена, 74, кабинет 213 (амбулаторно-поликлиническое отделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница»)