Загадочный и странный аутизм. Он проявляется внезапно. У него нет четких и одинаковых для всех признаков. Он даже не лечится, потому что это не болезнь в полном понимании этого слова. С аутизмом можно только научиться жить.

Мамы таким детям вынуждены отдавать все время, откладывая на неопределенный срок даже походы к врачу. Совсем недавно в Тюмени стали готовить волонтеров для работы с детьми-аутистами. Ребята просто играют вместе, а мамы в это время могут успеть сделать какие-то важные дела или просто пообщаться.

Что-то происходит

– Позволить себе няню ни мы, ни многие другие семьи, похожие на нас, не можем, — честно признается Валерия Матвиенко, мама ребенка-аутиста, — все деньги, которые зарабатываются в семье, уходят на оплату разных коррекционных занятий, ведь государственных программ помощи таким детям нет.

У трехлетнего Сашеньки, сына Валерии, к примеру, график очень плотный — семь занятий в неделю. По-другому нельзя. Позволить себе расслабиться, даже на один денечек, значит — потерять прежние результаты.

О том, что с ее мальчиком «что-то не так», молодая мама задумалась почти полтора года назад. Странным казалось поведение ребенка на улице: в то время когда все дети мирно копались в песочнице, Саша полтора часа мог бегать вдоль стен многоэтажки. Странными были и истерики, которые мальчик закатывал по любому поводу.

«Стараясь понять, что происходит с сыном, я стучалась во все двери, но мне отвечали, что проблемы у меня, и полечить надо именно меня, — рассказывает Валерия. — Хорошо, что сейчас есть Интернет. Я стала искать информацию и в какой-то момент поняла, с чем имею дело. По сути, диагноз «аутизм» я поставила сама. А официально его подтвердили только пару недель назад».

Но многие родители после похода к врачам успокаиваются, слыша от них, что «ребенок израстет». И на самом деле, кажется, что малыш просто капризничает: притворяется, что не слышит, не отвечает, не делает то, о чем просят. «Обычные дети учатся всему как-то незаметно, — поясняет молодая женщина, — но в случае с аутистами это невозможно. Когда такого ребенка просят о чем-то даже самом элементарном, он не понимает. Так работает его мозг. И никакими криками заставить работать по-другому его невозможно. Чтобы научить выполнять самые простые движения — держать ложку, кивать в знак согласия — нужно очень много раз повторять это вместе».

– Природа у таких детей такова, что спонтанно навыки не формируются, — подтверждает клинический психолог Ольга Калиниченко. — Понимание, мышление нужно развивать у ребенка специально, мы называем это «принудительное формирование».

Терпение и труд

Чтобы мамы и папы умели разбираться в особенностях воспитания своих детей, на базе областного психоневрологического диспансера открыли даже школу для родителей. Им объясняют важные медицинские аспекты, учат понимать ребенка буквально без слов и терпеливо формировать самые простые навыки. Но многие родители просто не хотят идти в данное заведение, за полтора года жизни в аутизме Валерия Матвиенко повидала немало таких примеров.

Ольга Калиниченко, между тем, старается держать самый тесный контакт с такими семьями, и Валерия с Сашенькой в ее кабинете — частые гости. Вот и сейчас Саша чувствует себя как дома, очередной попавший ему в руки предмет он представляет ракетой. Для ребенка с такими нарушениями это очень большой прогресс.

– Это символическая функция сознания, — поясняет психолог. — У аутичных детей — самая большая проблема. И то, что функция у Саши в таком раннем возрасте сформирована, это, конечно, гигантские усилия родителей и специалистов.

Успехи Саши психолог и мама перечисляют с большим удовольствием. С недавнего времени, к примеру, мальчик стал употреблять обращенные фразы. «Мы выучили наизусть «Краденое солнце», но фраза «мама, дай пить» для него сложная. Или может все рассказать про ракету, но вопроса, типа «что это?», от него не дождаться. Теперь, после занятий с дефектологом, Саша говорит такие фразы, и это для меня счастье», — улыбается Валерия.

Но вот что с ребенком не разучишь, так это социальное общение, тут нужно только тренироваться. Большой вопрос — где? В саду и школе такие дети часто остаются непонятыми, а вот волонтеры могли бы стать настоящим спасением — не только высвободить время родителям, но и дать ребенку опыт общения с посторонним человеком. Чем больше разных совместных ситуаций у них случится, тем больше у аутиста будет опыта, и тем проще он сможет функционировать в жизни.

Волонтеры в помощь

Клич о наборе волонтеров для занятий с детьми-аутистами бросили в социальных сетях — популярных среди молодежи. Откликнулись почти три десятка девушек и молодых людей. Правда, после первого же теоретического занятия около половины из них ушли. Дарина Семич — одна из тех, кто остался. Говорит, несмотря на совсем не педагогическое образование (девушка — будущий управленец), заниматься с детьми очень любит.

Первая встреча и контакт Дарины с Сашей прошел очень даже неплохо — почти полчаса они вместе строили башню из кубиков, разбирали и собирали матрешек, рисовали. «На лекциях у меня сложилось впечатление, что аутисты – это абсолютно отчужденные, отрешенные от всего мира дети. Страшно было, когда пришла на встречу, — призналась Дарина после. — Я ожидала, что мальчик не станет обращать на меня внимания, нас об этом предупреждали. Но все прошло замечательно. Я была счастлива, когда увидела, как Саша улыбается. У меня самой столько позитива. Обычный ребенок, просто живет в своем мире».

Довольна знакомством осталась и мама, уже собираясь домой, она взяла у Дарины номер телефона, чтобы продолжить общение.

Кстати, скоро в Тюменской области, возможно, появится психолого-медико-педагогическая служба для работы с детьми, страдающими расстройствами аутического спектра. Договоренность об этом достигнута общественной организацией «Открой мне мир» и руководителями двух департаментов — здравоохранения и образования и науки Тюменской области.

Справка

Аутизм — это расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимоотношениях с окружающими. У мальчиков аутизм встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Дети не выявляют интереса к звуку человеческого голоса, не смотрят в глаза, избегая прямого взгляда, не просятся на руки, не ходят за родителями «хвостиком». Дети, страдающие аутизмом, чрезвычайно вспыльчивы и агрессивны. Надо добавить, что сходные реакции на какой-то запрет постоянны, дети не учатся владеть собой и не привыкают к травмирующему фактору. Весь их внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые проявляется неофобией — боязнью всего нового.

К сведению

Обучающие бесплатные курсы для волонтеров, желающих заниматься с детьми, имеющими расстройства аутического спектра, стартовали в Тюмени в начале февраля. Сейчас первая группа окончила изучать теорию и приступила к практике, после которой ребята получат сертификат от центра внешкольной работы «Дзержинец». Планируется формировать и вторую группу для обучения. Справки можно получить по телефону: 8-904-888-82-65 (Мария Григорьева, специалист по работе с молодежью центра внешкольной работы «Дзержинец»).

Ссылка на источник: http://tyumedia.ru/118695.html

теги:
аутизм что это
аутизм это
аутизм у детей симптомы
аутизм у детей лечение
аутизм у детей форум
аутизм у детей причины
аутичные черты
ранний детский аутизм